Скругленный прямоугольник:                                     ТАЙЦЗИ   ЦЮАНЬ

В настоящее время Тайцзи цюань - это один из наиболее известных и наиболее популярных как в Китае, так и во всем мире стилей китайского ушу. Название "кулак Великого предела" восходит к одному из основных понятий китайской космогонии - "тайцзи" ("Великий предел"), с которого начиналось происхождение мира. Считалось, что тайцзи разделился на "лян и" ("два смысла") - инь и ян, они, в свою очередь, разделившись пополам, породили "сы сян" ("четыре образа"), которые, разделившись, дали "ба гуа" ("восемь триграмм"). Восемь триграмм, переходя одна в другую, своими превращениями "дают всю тьму вещей, существующих в мире".В занятиях этого вида гимнастики основной акцент ставится не на внешнюю мышечную работу, а на работу внутреннюю, использование сознания ,связанную с дыхательными упражнениями, накоплением и использованием жизненной энергии. В тайцзи цюань первый шаг, на пути культивирования жизненной энергии, - это развитие особой чувствительности, значительно превосходящей ту, которая свойственна обычному человеку.
В Энциклопедии восточных боевых искусств есть такие слова: "В тайцзи цюань все методы тренировок призваны воплотить учение о просветлении духа и достижении высших стадий внутренних трансформаций». В Тайцзи цюань принципы древнекитайской философии выражены наиболее явно, если не сказать буквально, причем наиболее сильное влияние на них было оказано Даосизмом. При создании Тайцзи цюань наряду с принципами, изложенными в самых известных даосских трактатах «Дао дэ цзин» Лао Цзы, «Чжуан-цзы» и множестве других трактатов по внутренней алхимии входящих в «Дао цзан» (свод канонических книг даосизма) были также использованы даосские техники даоинь, (смысл этой техники заключается в целенаправленном усилении энергетического взаимодействия конечностей с центром, (нижним дань тянем), путем излучения внутренней энергии (ци) в заданном мыслью направлении одновременно со сгибанием/разгибанием спины и конечностей, Туна (специальные дыхательные упражнения для ведения ци), учение о энергетических каналах и меридианах (цзиньло), по которым циркулирует ци и «соки» организма, и т.д. В настоящее время эти техники называются словом «Цигун». По сути Тайцзи цюань произошел из даосской традиции, был порожден ею. В известном смысле можно говорить о Тайцзи цюань как о манифестации Дао-Пути, его прикладной объективации.  

                       Чэньши тайцзи цюань 
                     (тайцзи цюань семьи Чэнь)

Существует популярная версия, возводящая тайцзи цюань к даосу Чжан Саньфэну, который якобы жил в горах Удан то ли при династии Сун (960--1279), то ли при династии Юань (1279--1368). Однако в 1930-х исследователь ушу Тан Хао опубликовал исследование, в котором обосновал, что основателем тайцзицюань следует считать Чэнь Вантина, жившего в конце династии Мин - начале династии Цин, то есть в XVII веке. Чжан Саньфэн же попал в родоначальники якобы по ошибке: один из "историографов" тайцзи цюань спутал одного из легендарных мастеров стиля - Ван Цзунъюэ - с учеником Чжан Саньфэна, которого звали Ван Цзун. Но бесспорно, что искусство Тай Цзи , уходящее корнями в глубочайшую древность, и имеющее Даосскую сердцевину, именно с Чень Вантина обрело свою целостность и законченность, как стиля – ЧЕНЬ. В течение длительного времени Тайцзи цюань развивалось внутри семьи Чэнь, где оно передавалось от отца к сыну. Из чэньской родились многие другие ветви тайцзи цюань.

История тайцзи цюань в последние два века 

Чэнь Вантин родился в деревне Чэньцзягоу провинции Хэнань в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618 году. В родные края он вернулся в 1644 году, в год падения династии Мин. На основании трактата генерала Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях", теоретических работ Ван Цзунъюэ и методов боя, изученных им в армии, он создал новый стиль ушу. Отличительными чертами нового стиля были следующие: 
•         — Чэнь Вантин соединил действия рук, корпуса, глаз и шаги с даосскими методиками даоинь (вскармливания внутренней силы) и туна (дыхательные упражнения). 
•         — Основными движениями стиля стали дугообразные и спиралевидные, теоретической основой которых стало учение о течении энергии ци по системе меридианов цзин-ло. 
•         — Принципиально новым видом тренировки стало туйшоу (толкание руками), вырабатывающее чувствование направления усилия противника и умение использовать его в своих интересах. 
•         — Аналогичный вид тренировки был разработан и для боя на копьях - т.н. "склеенные копья".
•         
•         В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности - появления огнестрельного оружия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тайцзи цюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи. Тогда же, в середине XIX века, в деревне Чэньцзягоу уже никто не помнил большинство классических комплексов, созданных Чэнь Вантином. Занимающиеся чэньской ветвью специализировались на первом комплексе, и на "пушечных ударах". Из "старой формы" Чэнь Юбэнь создал "новую форму", отбросив некоторые сложные движения. В это же время появились и прочие известные ныне ветви            
•   тайцзи цюань. Таким образом, постепенно из боевого искусства тайцзи цюань превращалось в оздоровительную гимнастику. Именно в таком качестве воспринимали массы направления Яна и У ("шумный"). В 1925 году Чэнь Вэймин, ученик Ян Чэнфу, прибыл из Пекина в Шанхай, где основал "Общество мягкого кулака". Там он за плату обучал стилю семьи Ян, призывая воспользоваться его лечебным и оздоровительным действием. Затем в Шанхай стали приезжать учителя и других школ. В октябре 1928 года в Пекин был приглашен Чэнь Факэ, и массы увидели исходное тайцзи цюань семьи Чэнь, именно как боевое искусство. Как писал известный историк тайцзи цюань Гу Люйсинь "У Чэней способы для корпуса и рук отличаются вращением, об усилии обматывающего шелка сказано более детально, выброс усилия по скорости [с прочими направлениями тайцзи цюань] не сравнить. Жаль только, что люди осваивают с трудом, берут мало, так что он не очень прославился". После образования Китайской Народной Республики в 1949 году, была поставлена задача переработки боевых искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книга, называвшаяся "Упрощенное тайцзи цюань", в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзи цюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В 1979 году, на основании стилей семей Ян, Чэнь, Сунь и одного из стилей У был составлен упрощенный комплекс из 48 движений.
•          
•         Чэнь Вантин соединил теорию боя, описанную Ци Цзигуаном, философское учение об инь-ян и медицинское учение о каналах и коллатералях. Это дало толчок дальнейшему развитию теории ушу и осмыслению "внутренних" аспектов боевого искусства, о которых до этого обычно не говорили. Стиль Чэнь Вантина состоял из пяти комплексов "тайцзи цюань", комплекса паочуй ("пушечные удары") и комплекса чанцюань ("длинный кулак") из 108 форм. Кроме того в новый стиль входили "18 способов алмазного захвата", приемы поединка и методы "коротких ударов". Пять поколений спустя основными мастерами были Чэнь Чансин (1771--1853) и Чэнь Юбэн. Чэнь Юбэн свел стиль к двум комплексам - "тайцзицюань" и "паочуй", которые ныне известны как 1-й и 2-й комплексы тайцзи цюань семьи Чэнь. Стиль, созданный Чэнь Юбэном, стали называть сяоцзя - "малый стиль", а старый, которому обучал Чэнь Чансин, стали называть лаоцзя - "старый стиль". В нашем веке крупнейшим мастером старого стиля был Чэнь Факэ (1887--1957), представитель 17-го поколения мастеров чэньского тайцзи цюань. В 1928 году по приглашению своего племянника Чэнь Чжаопи он переехал из Чэньцзягоу в Пекин, и тем самым перенес чэньши тайцзицюань в Пекин, образовав пекинскую ветвь. Разработки Чэнь Факэ известны как синьцзя - "новый стиль".

                 20 октября 1946 год в Чэньцзягоу 
       родился Чэнь Сяован, сын Чэнь Чжаосюя и
                              внук Чэнь Факэ.

Фамильное искусство он изучал у отца, у дяди Чжаопи и у дяди Чжаокуя. Следуя требованиям времени, он разработал упрощенный комплекс чэньского тайцзицюань из 38 движений. Начав свою преподавательскую деятельность, Чэнь Сяован привлек огромное количество людей к стилю Чэнь. Его семинары посетило более семидесяти тысяч человек, а среди его учеников, учеников его учеников и т.д. (иногда до пяти поколений) около полутора тысяч человек стали призерами различных чемпионатов и соревнований. В 1988 году правительство Китая наградило Чэнь Сяована специальной наградой за личный вклад в дело развития и распространения тайцзи цюань. В 2002 году Мастер Чэнь Сяован впервые приехал в Москву по приглашению центра INBI. Мы приводим здесь некоторые отрывки из бесед с Мастером, состоявшихся во время этих семинаров:
   Мастер Чэн (так зовут Чэнь Сяована студенты), какие истории о появлении тайцзи стиля Чэнь обычно передаются из поколения в поколение в вашей семье?
---Старики всегда рассказывают молодежи о Чэнь Вантине. Он был потомком в девятом поколении Чэнь Бу воина, основавшего клан семьи Чэнь в местечке Вэнсян провинции Хэнань. Сегодня это знаменитая деревня Чэньцзягоу, где проходят международные турниры Тайцзицюань стиля Чэнь. Как гласит рукопись, Чэнь Вантин был прирожденным воином, много путешествовал и соединил в своей системе лучшие достижения внутренних и боевых искусств того времени. Он не только объединил несколько систем в одну, и сделал ее основой идеи о сочетании Инь и Ян, но и применил знания китайской медицины о меридианах, технике внутренней работы Дао инь и Туна (дыхательные методики). И, наконец, он изобрел уникальную технику Чан Си Гун ("искусство наматывания шелковой нити") которая, собственно и отличает стиль Чэнь от всех других.
Еще одной крупной фигурой стиля является Фэн Чжицян. Он родился в 1926 году в провинции Хэбэй. В молодости он изучал тунбицюань и синьилюхэцюань, а с 1951 начал изучать чэньское тайцзицюань у Чэнь Факэ. Движения в чэньском тайцзицюань совершаются по спирали, при этом как бы накручивается пружина. Все действия берут начало в пояснице. Ритм движений "рваный", быстрые и резкие движения чередуются с медленными и плавными.

                        Теория   тайцзи цюань

Основой тайцзи цюань является чаньсы цзин - "усилие обматывающего шелка". Различают шунь чань - "обматывание по часовой стрелке", и ни чань - "обматывание против часовой стрелки". На основе этих усилий и строятся приемы тайцзи цюань. В атакующих движениях используется центробежная сила, в защитных - центростремительная. Обматывающие движения  нужно делать не просто по дугам круга, а по дугам овала или отрезкам спирали.

Ба мэнь - "восемь врат" - это восемь базовых движений, расписываемых по восьми триграммам и восьми сторонам света:
•         — Пэн (отражение) - движение от себя снизу вверх; соответствует югу.
•         — Люй (вращение) - движение к себе и вниз; соответствует северу.
•         — Цзи (давление) - движение в сторону; соответствует западу.
•         — Ань (толчок) - придавливающее движение; соответствует востоку.
•         — Цай (срывание) - срывающее движение сверху вниз; соответствует юго-западу.
•     — Ле (разделение) - раскрытие двумя руками в разные стороны; соответствует северо-востоку.
•         — Чжоу (локоть) - действие локтем; соответствует юго-востоку.
•         — Као (опирание) - действие корпусом или плечом; соответствует северо-западу.
•         Первые четыре известны как `сы чжэн' (четыре прямых [направления]), последние четыре - как `сы юй' (четыре угла).
•         Техника
•         Вначале занимающийся тайцзи цюань изучает технику стиля путем освоения цигун Шелковой нити и изучения комплексов Лао Цзя, Син Цзя и Пао Чуй . Затем посредством практики туйшоу вырабатываются качества, необходимые для применения приемов тайцзи цюань в реальной схватке.
•         И только после этого изучаются Комплексы с оружием.

Цигун «Шелковой нити»

В чем состоит принцип "наматывания шелковой нити"?
---Чан Си Гун это техника, которая характеризуется спиральным раскручиванием внутреннего усилия, зарождающегося в центре Дань Тьен (в животе), посредством поясницы. Поясница здесь действует как ось вращения, преобразующая энергию и переводящая ее в другие части тела. Только так можно добиться использования 99% своего физического и энергетического потенциала. Это искусство требует ощущения непрерывного внутреннего течения, однако надо упомянуть вторую особенность стиля Чень сочетание плавного перетекания с взрывными мощными ударами и прыжками. Эти контролируемые выбросы энергии, "фа цзинь" визитная карточка стиля. Форма Паочуй отличается большим количеством таких выбросов.

Искусство шелковой нити – это основной метод для развития и управления энергией в практике Тайцзи цюань. Функция упражнений шелковой нити – объединение структуры всего тела и соединение его частей с энергетическим центром дань-тянем, что приводит к усилению и наполнению движений.
Упражнения для развития энергии шелковой нити – это мягкие спиралевидные движения, которые являются траекториями движения ци вокруг дань-тяня и внешне напоминают движения шелкопряда. 
Люди, не практикующие «шелковую нить», выполняя любое движение, в лучшем случае используют 40 – 50% своих возможностей. Те же, кто регулярно практикуют упражнения шелковой нити и понимают их принципы, при движении включают все тело полностью и способны использовать до 99% физического потенциала своего тела.
Руководствуясь принципами Тайцзи цюань и повторяя несложные движения шелковой нити, практикующие получают ключ к пониманию настоящего Искусства Великого Предела. 

Может ли студент сразу подходить к ее изучению?
---Конечно же для начала лучше использовать упражнения "шелковой нити" и "старой формы" Лаоцзя дабы разбудить ощущение течения энергии Ци а потом уже начинать работать с взрывной силой "фа цзинь". Вообще же хочу отметить, что в тайцзи цюань стиля Чень совершенным образом соединены приемы для развития силы и мощи с техникой, способствующей восстановлению баланса Инь и Ян, а значит оздоровления тела, энергии и духа.

Даосская медитация

  Практика даосской медитации указывает способы сохранения, трансформирования и направления внутренней энергии ци для достижения состояния покоя и возможности максимально использовать свой собственный потенциал.
  Только когда тело и сознание пребывают в гармонии, тогда возможны счастье, покой и здоровье.

Нейгун

  Нейгун – это внутренняя система, использующая дыхательные техники наряду с различными положениями тела и особой работой сознания.Практика нейгун совершенствовалась и передавалась из поколения в поколение со времен Желтого Императора (2696 –2598г.г. до н.э.). Она развивалась из стремления даосов найти способы омоложения и исцеления организма, способы увеличения внутренней силы и наполнения тела энергией. В Китае есть поговорка, что тому, кто практикует Цюань (кулачное искусство), не занимаясь при этом Нейуном, в старости 
нечего будет показать.Традиционно большое значение Нейгуну придается при занятиях
 Тайцзи цюань. Мастера говорят, что не занимаясь внутренней работой, высоких уровней 
Тайцзи цюань достичь невозможно.

    Комплексы без оружия

Первый комплекс тайцзи цюань Чэнь Чансина - это Лао Цзя - самый старый из известных комплексов , от которого произошли остальные современные. В нем простые движения, больше мягкости и меньше жесткости. В первую очередь применяются `сы чжэн'. Много энергичных движений - таких как подпрыгивание высоко вверх или падение на землю в шпагат. Паочуй, или второй комплекс тайцзи цюань семьи Чэнь - это более сложный комплекс, в нем твердость преобладает над мягкостью. Здесь основными являются `сы юй'.

Туйшоу

"Толкание руками" --- это парные упражнения, в которых один из занимающихся проводит заранее оговоренную атаку на замедленной скорости, а второй, находясь в контакте с его руками, должен плавно перенаправить атакующее усилие и используя это движение контратаковать. Вначале тренировка туйшоу происходит на месте, затем - с перемещением на один шаг, потом - с перемещением на три шага, а на высшем этапе - в свободном передвижении. Скорость выполнения упражнения также постепенно возрастает, а помимо оговоренных атак занимающиеся могут выполнять и любые другие приемы. Помимо вышеуказанных аспектов тайцзи цюань, практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:
•         1.Тин (слушание) - умение чувствовать противника.
•         2.Цзоу (ведение) - следование атакующему движению противника.
•         3.Нянь (прилипание) - следование уходящему противнику.
•         4.Хуа (трансформация) - объединение в единое движение цзоу и нянь.
•         5.Фа (выброс) - атакующее движение.

  Комплексы с оружием

Комплекс тайцзи дао семьи Чэнь (старая школа) состоит из 23 позиций. Комплекс тайцзи цзянь семьи Чэнь (старая школа) состоит из 49 позиций. Лихуа цян цзя байюань гунь (копье цветка груши + шест Бай\-юаня) - этот комплекс с копьем состоит из 71 позиции. Он объединяет прямолинейные техники копья и угловые техники шеста. В чэньском тайцзи известны два комплекса с шестом: чэньши тайцзигунь шисаньши} (13 форм шеста семьи Чэнь Великого Предела) и парные комплексы - чэньши тайцзи саньгунь (три действия шестом Великого Предела семьи Чэнь) и чэньши тайцзи багунь (восемь действий шестом Великого Предела семьи Чэнь). Из прочих видов оружия в чэньском тайцзи присутствуют чуньцю дадао (алебарда периода "Весен и Осеней"), шуан цзянь (парные прямые мечи), шуан дао (парные искривленные мечи).
Скругленный прямоугольник:       Ч Т О

на  главную страницу

Hosted by uCoz